Охотник на очень крупную дичь: двуствольная самоходная гаубица «Коалиция-СВ»
Российским конструкторам-оружейникам удалось создать самоходку, которая вдвое эффективнее всех остальных современных САУ
Участниками Парада Победы в Москве 9 мая 2015 года были самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» — достойные наследницы САУ «Акация» и «Мста». Тяжеловесные, мощные даже на вид 152-миллиметровые самоходные орудия впечатлили всех, кто наблюдал за прохождением колонны новой российской бронетехники. Но это впечатление было бы гораздо сильнее, появись на московском параде эти машины в своем первоначальном виде — с высокими башнями, из лобовой брони которых смотрели в небо два массивных ствола. Именно такой должна была стать 152-миллиметровая самоходная гаубица «Коалиция-СВ». И не исключено, что в конечном итоге в таком виде она тоже будет принята на вооружение. Ведь такая необычная компоновка определяется отнюдь не капризами конструкторов, а насущной необходимостью — и тем, что новинка откровенно обогнала свое время.
Больше стволов — плотнее огонь
Многоствольные артиллерийские системы появились в армиях мира не случайно. Всегда главной — а зачастую и единственной — причиной была необходимость обеспечить гораздо большую, чем у других образцов, мощность и скорострельность.
До появления систем автоматического ведения огня, благодаря которым в арсеналах армий всего мира появились автоматы, пулеметы и пистолеты-пулеметы, именно за счет множественности стволов достигались высокие темп стрельбы и плотность огня. Именно этот принцип был положен в основу митральезы, известной в России как «картечница» (хотя стреляли эти орудия не картечью, а винтовочными патронами), способной вести залповую стрельбу из нескольких, а то и нескольких десятков стволов.
Дальнейшим развитием митральезы (кстати, этим словом по-французски и сегодня называются системы, в России носящие название «пулемет») стала пушка Гатлинга, впервые громко заявившая о себе на полях сражений Гражданской войны в США. Заряжавшийся с казенной части блок из нескольких стволов, установленных на едином вращающемся ложе, позволял вести огонь с колоссальной скоростью, которая, в свою очередь, обеспечивала высочайшую плотность поражения. Пока привод у пушки Гатлинга был ручным, она стреляла со скоростью от 200 до 1000 выстрелов в минуту, а после того как к вращению блока стволов удалось приспособить электропривод — до 3000!
Впрочем, уже к началу Первой мировой войны в войска начали поступать одноствольные пулеметы, обеспечивавшие пусть не такой высокий темп стрельбы, но зато отличавшиеся гораздо более простой и легкой конструкцией. А пушки Гатлинга переселились на самолеты и корабли — туда, где никому не приходилось таскать их в руках, а на месте под конструкцию можно было не экономить. Именно продолжением гатлинговской пушки являются такие знаменитые многоствольные системы автоматического огня, как российская корабельная установка «Кортик», в состав которой входит шестиствольная 30-мм пушка ГШ-6-30К, или американская шестиствольная авиационная 20-мм пушка М61 «Вулкан».
Крупнокалиберная наследница «Шилки»
Похожий подход возобладал и в сфере крупнокалиберной артиллерии. Многоствольными остались только пушки, которые никуда не нужно было возить и которые можно было размещать в несколько ярусов по вертикали. Так возникли и развивались корабельные многоствольные башенные установки — и аналогичные им установки береговой артиллерии.
Попытки же пристроить многоствольную крупнокалиберную систему на танковое шасси долгое время терпели неудачи. Объяснялись они просто: чтобы заставить двигаться конструкцию, обладающую больше чем одним стволом крупного калибра, требовался двигатель чрезвычайно высокой мощности, что неизбежно влекло за собой рост общей массы конструкции и снижение возимого боезапаса — и так по кругу. Прижились только многоствольные самоходные орудия небольшого калибра — такие как зенитная самоходная установка «Шилка», вооруженная счетверенной автоматической 23-мм пушкой, и ее наследники «Тунгуска» и «Панцирь-С», обладающие двумя и четырьмя 30-мм автоматическими зенитными пушками соответственно.
Тем большим было удивление военных экспертов, когда в самом начале января 2006 года широкой публике впервые была представлена уникальная российская разработка — перспективная двуствольная самоходная гаубица «Коалиция-СВ». Конструкторам из Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга удалось сделать невозможное: создать мобильную скорострельную двухорудийную самоходную установку, причем способную вести огонь на рекордную дальность — до 70 км!
Три главных качества самоходок
Скептически настроенные читатели наверняка заметят: «Ну вот, опять мы разрабатываем и пытаемся втюхать нашей и без того не слишком хорошо оснащенной армии кунштюки, от которых в силу их бесперспективности давно отказались за рубежом, а у нас преподносят как последнее слово техники!». Заметят — и будут в корне неправы, потому что подобная артиллерийская система, как никакая другая, отвечает требованиям, предъявляемым к современным самоходным артиллерийским установкам.
Согласно концепции современной САУ ее главные характеристики — скорострельность, мобильность и дальность выстрела. Все три основных требования связаны с простым условием. Современная САУ в условиях нынешнего развития систем обнаружения и уничтожения бронетехники должна менять позицию практически после каждого выстрела. В среднем самоходка может оставаться на месте не более минуты, после чего вынуждена будет оставить позицию, чтобы ее не уничтожили.
Скорострельность в современных САУ традиционной одноорудийной схемы обеспечивается за счет применения все более быстрых автоматов заряжания и систем наведения. Но и те и другие имеют чисто физические ограничения: есть порог скорости, который просто невозможно преодолеть, пока используются классические пороховые выстрелы — неважно, раздельные или унитарные. Мобильность тоже ограничивается чисто физически: соотношением веса самой самоходки (который определяется ее конструкцией, калибром орудия и массой возимого боезапаса) и веса и мощности двигателя. Что же касается дальности стрельбы, то она достигается в основном за счет двух показателей: мощности заряда и длины ствола. И тут снова вступает в дело тот самый компромисс, которым определяется и мобильность: трудно установить на гусеничное шасси длинноствольное орудие с мощным зарядом так, чтобы итоговая конструкция достаточно быстро передвигалась и при этом имела приличный боезапас.
Именно с этой точки зрения двуствольная «Коалиция-СВ» получилась совершенно уникальной системой, аналогов которой до сих пор никому создать не удалось. Именно не удалось, хотя попытки сделать нечто подобное известны. Российские оружейники сумели сделать так, что при габаритах и массе, сопоставимых с характеристиками большинства современных САУ того же калибра, эта установка имеет в два раза больше стволов — а значит, способна вести стрельбу в два раза быстрее и в два раза плотнее. То есть фактические одна «Коалиция-СВ» заменяет две подобные ей одноствольные установки, что делает ее невиданно эффективной.
Новинки, новинки и еще раз новинки
В 2003 году в результате неторопливо ведущихся с конца 1980-х годов научно-исследовательских работ по теме «Необитаемость» и изучения возможности межвидовой унификации перспективного артиллерийского вооружения крупного калибра Сухопутных войск и Военно-морского флота родилась идея САУ «Коалиция-СВ». К этому времени конструкторам-оружейникам удалось создать двуствольное орудие 2А86, обладающее при наличии двух стволов весом, сопоставимым с весом традиционной одноствольной орудийной системы того же калибра. Достигнуто это было за счет использования совершенно новых материалов для стволов и казенной части, которые обеспечили требуемые прочностные характеристики при гораздо меньшем весе.
Второй находкой, позволившей появиться на свет «Коалиции-СВ», стал новый пневматический автомат заряжания. Он не только обеспечил высокий темп заряжания и, соответственно, стрельбы, но и позволил сделать боевую рубку необитаемой. За счет этого появилась возможность сделать ее более компактной и, соответственно, легкой — а значит, появился резерв для установки двуствольной пушки.
Тот же автомат заряжания позволил реализовать концепцию броневой капсулы для экипажа, которую расположили в передней части машины. Аналогичную компоновку имеет и новая многофункциональная гусеничная платформа «Армата», на которой построен танк Т-14 «Армата» (она же должна в ближайшем будущем стать и платформой для САУ «Коалиция-СВ»). Соответственно, за счет компактного размещения экипажа выиграли еще некоторое количество веса, тоже потраченного на усиление огневой мощи.
«Коалиция-СВ» в цифрах и фактах
Получившуюся конструкцию впервые представили широкой публике в январе 2006 года. И она тут же произвела настоящий фурор: продемонстрированные новинкой мобильность, скорострельность и дальность стрельбы не шли ни в какое сравнение с другими системами, стоявшими на вооружении в мире на тот момент. «Коалиция-СВ» продемонстрировала огневую мощь, сопоставимую с мощью реактивных систем залпового огня, при этом сохранив традиционную для ствольной артиллерии точность попадания. Ничего подобного ни в одной армии мира по сей день нет — и не предвидится.
Вот как это выглядит в цифрах. Масса двуствольной установки получилась в пределах 48 тонн (наиболее современная одноствольная САУ «Мста-С» весит всего на шесть тонн меньше), боекомплект — 70 снарядов («Мста-С» — 50 снарядов), скорострельность — до 23 выстрелов в минуту против 10 у «Мсты-С». Максимальная скорость хода по шоссе — 80–90 км/ч («Мста-С» — 60 км/ч), запас хода — 500 км, что является обычным для большинства современных САУ. При этом дальность выстрела у орудия 2А82 — от 40 до 70 км в зависимости от типа снаряда, тогда как гаубица 2А64М2 на «Мсте-С» добивает максимум на 25–29 км. При этом экипаж «Коалиции-СВ» — всего три человека, а у той же «Мсты-С» — пять.
Если же сравнивать «Коалицию-СВ» с такими самыми перспективными зарубежными САУ, как американская М109А6 «Паладин» и германская PzH2000, то российская система превосходит их по всем основным боевым показателям: темпу стрельбы (23 выстрела в минуту против 4 и 10 соответственно), дальности стрельбы (40–70 км против 30 и 40 соответственно), возимому боезапасу (70 снарядов против 39 и 60 соответственно). Кроме того, российская новинка превосходит их также по максимальной скорости и запасу хода по шоссе — 80 км/ч и 500 км против 61 км/ч и 299 км у американской САУ и 60 км/ч и 420 км соответственно у германской. Кстати, экипажи у западных артустановок тоже побольше: шесть человек у «Паладина» и пять у PzH2000.
На суше и на море
Почему же тогда, спросит пытливый читатель, если двуствольный вариант «Коалиции-СВ» настолько хорош, на Параде Победы демонстрировали традиционный одноствольный? Ответ достаточно прост и, увы, предсказуем: всему виной недостаток денег в военном бюджете и отсутствие отработанных технологий, позволяющих производить новую артсистему быстро, в большом количестве и с надлежащим качеством. Российской же армии новые САУ требовались как можно скорее, причем достаточно недорогие, максимально надежные и простые — а значит, использующие уже отработанные элементы и технологии.
Однако принятие на вооружение одноствольного варианта «Коалиции-СВ» вовсе не ставит крест на двуствольной конструкции: работы над ней продолжаются и расширяются. В частности, уже появился вариант артиллерийской установки «Коалиция-Ф» (пока доступный широкой публике только в виде 3D-моделей и рисунков). Индекс «Ф» означает «Флот», так же, как «СВ» — сухопутные войска, и обозначает сферу применения унифицированной установки. Флотский вариант «Коалиции» предназначен для установки на средние и большие военные корабли новых проектов, разработки которых сейчас заканчивают корабелы.
В отличие от варианта «СВ» вариант «Ф» будет иметь систему заряжания и снабжения боеприпасами за счет использования конструкции, эшелонированной по высоте. Иными словами, если в сухопутной «Коалиции» снаряды располагаются чуть позади и сбоку от казенных частей орудий, то флотская имеет традиционную для кораблей башенную систему с подачей боеприпасов снизу. Такие же башенные установки «Коалиция-Ф» могут — и почти наверняка будут! — использоваться и в береговой артиллерии, традиционно относящейся к компетенции ВМФ и максимально унифицированной с корабельными артсистемами.
Источник:rusplt.ru/